Борис (isirob) wrote,
Борис
isirob

Categories:

Музей Московского метро


1
Как известно, Московскому метро в прошлом году исполнилось 80 лет, но предпосылки его строительства возникли гораздо раньше. Существующая транспортная система не справлялась с потоком пассажиров, и идея обойти заторы через третье измерение не могла не возникнуть.

Один из первых проектов московского метро, доживших до наших дней, созданный инженерами П.И. Балинским и Е.К. Кнорре в 1902 г., предусматривал строительство 87 километров эстакад и 16 километров туннелей, т.е. выход в третье измерение предполагался по большей части наверх. Впрочем, почему бы и нет? Построили же в наше время монорельс от Тимирязевской до ВДНХ.
Схема выглядит достаточно заковыристо, одна спираль вместо кольца чего стоит.

2
А так это должно было выглядеть на местности

3
Впрочем, дореволюционные проекты остались на бумаге, а транспортные проблемы Москвы продолжали копиться. В 30-е годы московские трамваи представляли собой примерно такое же экзотическое зрелище, как сейчас общественный транспорт в банановых республиках. В час пик люди набивались в них, как селёдки в бочки, гроздьями свисали с площадок, и даже соединение трамваев в четырёхвагонные составы не помогало.

4
Посему было принято решение, что подземке - быть. Построенная ударными темпами (с 1933 по 35 год) первая очередь метро:

5
Интересно, что ещё до ввода в эксплуатацию станция Комсомольская успела дважды переименоваться. Изначально она называлась Каланчёвская - т.к. расположена под площадью трёх вокзалов - Каланчёвской. Затем площадь переименовали в Комсомольскую - в честь комсомольцев - строителей метро. А станцию, соответственно, в Комсомольскую площадь. Ну и ближе к открытию слово площадь из названия убрали.

Строительство метро продолжалось и в годы войны.

6
Схемы московского метро и других городов СССР

7

8

9

10

11

12
Подарки московскому метро на прошлогодний юбилей

13
От АМЗ "Вентпром":

14

15
Макет бронепоезда, построенного в годы войны работниками московского метро

16
А вот эта модель вагонной тележки - не просто музейный экспонат, а учебное пособие: на ней изучают устройство настоящей тележки.

17
А вот это, пожалуй, самый любопытный экспонат:

18
На таких вагонах мы все ездили в обозримом прошлом. Но! Ни вентиляторов, ни кондиционеров, тогда не было, вагоны вентилировались с помощью черпаков на крыше. На этом макете черпаки смотрят в ту сторону, на какой половине вагона они расположены. На настоящих же вагонах все черпаки по правому борту смотрят в одну сторону, по левому - в другую. Причина в том, что вначале сделали макет, на нём обнаружили, что схема расположения черпаков неудачна, и в металле реализовали уже более удачную схему.

Макет современного вагона "Русич"

19
Документы нынешнего начальника московского метро Д. Пегова

20
Внизу - зелёный талон-предупреждение. Система предупреждений для машинистов похожа на ту, что была у водителей в СССР. Только талоны не компостировались, а изымались. Взамен зелёного первого выдавался жёлтый второй, затем красный третий. Так что г-н Пегов за свою карьеру ни разу не проштрафился!

Тренажёр, на котором готовят машинистов. Поезд "ведёт" tushinetc

21
Выезжает из оборотного тупика

22
Пульт управления станцией Калининская (ныне Александровский сад)

23
Немного ностальгии: кто помнит, как разменивал монетки в автоматах?

24
И напоследок. Под окнами музея живёт своей жизнью станция Выставочная

25
Спасибо Московскому метрополитену и комьюнити mosblog за приглашение, а Михаилу Илюшину - за экскурсию.
Tags: москва, музей, фото
Subscribe
promo isirob july 24, 2014 22:49 18
Buy for 20 tokens
1 La Crema - так называется последняя ночь Фальяса, с 19 (день св. Иосифа) на 20 марта. В 10 часов вечера зажигают малые скульптурные группы (высотой в человеческий рост или чуток больше). Сжигают, конечно же, не так просто, а со спецэффектами. Для наблюдения облюбовал вот эту группу в центре…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments