Борис (isirob) wrote,
Борис
isirob

Category:

Мастерская офорта

1

Про графику как разновидность искусства мы все знаем. Про такие техники в графике, как линогравюра или литография, более-менее понятно уже из их названий. Линогравюра - печать с линолеума, а что до литографии, то тут достаточно уловить созвучие со словами литосфера или палеолит - и станет понятно, что речь идёт о камне. Т.е. литография - это печать с камня. С офортом всё сложнее: даже если знать, что это слово в переводе с французского означает "крепкая вода" - непонятно. И даже если узнать, что под крепкой водой подразумевается раствор азотной кислоты - это тоже, мягко говоря, не всё прояснит... Тем интереснее мне было вчера побывать в мастерской офорта школы акварели С. Андрияки и узнать некоторые секреты этого направления в графике.

Собственно, офорт - это не какая-то одна техника, а целая ветвь, содержащая много разных техник, и не во всех их используется "крепкая вода", давшая название этому направлению. А началось всё с того, что некий неизвестный художник в 16 веке просёк фишку, что, если процарапать рисунок иглой на медной пластинке, ввести в эти царапины краску и оттиснуть на бумаге, то можно получить картинку с тончайшей детализацией, недостижимой никакими другими способами. Использование кислоты для травления - это пришло позже и позволило увеличить ресурс медной пластинки на порядок: примерно со 100 до 1000 оттисков. Тем не менее, в современном офорте применяется и процарапывание рисунка без травления (сухая игла), и с травлением.
В любом случае, начинается всё с грунтования. Грунтовка для медной пластины выглядит, как кусок смолы.
2

Рабочий инструмент гравёра - иглы разных форм.
3

Рабочее место гравёра оборудовано зеркалом. исходный рисунок (эскиз) помещается под зеркало, художник смотрит на отражение и наносит на пластину именно его.
4

5

Разница между "сухой иглой" и "травленым штрихом"
6

А здесь очищают пластины от грунтовки
7

Когда пластина подготовлена (рисунок процарапан, грунтовка удалена), на палитре замешивается краска и наносится на неё.
8

Причём краску нужно не просто нанести на пластину, а с силой втереть, чтобы она заполнила все канавки. Говорят, для этого лучше всего подходят карточки Сбербанка.
9

10

После того, как краска нанесена, с поверхности пластины её счищают - чтобы осталась только в бороздках.
11

Теперь всё готово к тому, чтобы сделать отпечаток. Для этого пластину, на которую наложен лист бумаги, прокатывают в прессе.
12

13

14

Отпечаток готов, для следующего нужно повторить нанесение краски на пластину и удаление её излишков. Так что, хотя при методе травленого штриха с пластины и можно напечатать до 1000 оттисков, но процесс печати каждого из них достаточно трудоёмкий!

15

На стенах мастерской висят не только офорты. Вот по этим картинкам можно оценить разницу в детализации между линогравюрой (наверху) и офортом.
16

Помимо сухой иглы и травленого штриха, существуют и другие техники офорта. Например, в технике акватинта используется мелко толчёная канифоль. Она наносится на пластину, на ней выдавливается рисунок, а потом при травлении кислота просачивается в промежутки между частицами канифоли. Соответственно, эта техника используется для получения фонов, градиентных переходов и т.п.
17

18

Более того, с этой техникой делают и изображения с несколькими цветами (насчёт полноцвета врать не буду, не видел).
19

И последняя техника офорта, про которую хотел бы рассказать - мягкий лак. На медную пластину наносится слой лака, поверх него кладётся бумага, на ней выдавливается рисунок. Затем бумага снимается вместе с прилипшим лаком (там, где был выдавлен рисунок), после чего пластина травится. Получается похоже на карандашный рисунок.
20

И напоследок - снимок ещё одного офорта с макроснимком его фрагмента - для представления о детализации.
21

22

Резюмируя, можно сказать, что офорт дожил до нашего времени в качестве элитарного искусства для ценителей, коих осталось мало. Да и из-за сложности технологии заниматься им могут только по-настоящему увлечённые люди. У меня возник вопрос: нельзя ли автоматизировать процесс? Допустим, чтобы иглой двигало устройство типа принтера. Ответ дословно не помню, но своими словами могу пересказать, что результат такого читерства будет отличаться от настоящего офорта примерно как векторизованная картинка от добросовестно отрисованного векторного изображения.
И ещё, выйдя оттуда, не мог не сфотографировать само здание школы С. Андрияки
23

Спасибо комьюнити mosblog и мастерской офорта за приглашение!
Subscribe
promo isirob july 24, 2014 22:49 18
Buy for 20 tokens
1 La Crema - так называется последняя ночь Фальяса, с 19 (день св. Иосифа) на 20 марта. В 10 часов вечера зажигают малые скульптурные группы (высотой в человеческий рост или чуток больше). Сжигают, конечно же, не так просто, а со спецэффектами. Для наблюдения облюбовал вот эту группу в центре…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments