Борис (isirob) wrote,
Борис
isirob

Ту-144 или причём здесь штуцер

1DSC_7138

Это второй пост из серии про музей ВВС в Монино, первый здесь.
Если Ил-76 и Ту-95 построено достаточно много, то сверхзвуковой пассажирский Ту-144 - гораздо более редкий птах, можно сказать экзотический: их было построено всего 16 штук, из них лишь два выполняли коммерческие рейсы (из Москвы в Алма-Ату).
В своё время сформулировать своё отношение к Ту-144 (как и его буржуйскому аналогу - Конкорду) мне помог экспонат из музея Отечественной войны 1812 года - штуцер.

Собственно, вот он:
2

Прикол в том, что в те времена уже было известно, что, если закрутить пулю вокруг своей оси, она будет лететь быстрее и точнее, чем обычная. И, соответственно, появились первые нарезные ружья - штуцеры. Засада в том, что забить пулю в ствол с нарезами было занятием долгим и трудоёмким! Особенно с учётом того, что в обычные, гладкоствольные ружья пули заряжались подкалиберные, тогда как в штуцер - в точности по калибру и с обтюрирующим кольцом. В итоге, насмотревшись на мучения солдат со штуцерами, Наполеон приказал убрать это оружие из своей армии. В русской армии оружие использовалось тоже только гладкоствольное.
Соответственно, наблюдатель того времени мог сказать, что нарезное оружие - штука бесполезная в принципе. Но мы-то знаем, что по-настоящему время нарезного оружия наступило позже, когда научились делать его заряжающимся с казённой части. Вот так и со сверхзвуковыми самолётами: на нынешнем этапе развития техники это дорогостоящие игрушки, пожирающие в разы больше топлива на каждый пассажиро-километр, чем гражданские самолёты, летающие с оптимальной для турбовентиляторных двигателей скоростью 800-900 км/ч. Но как знать, может в будущем появятся двигатели нового типа, на других физических принципах, которые будут супротив современного турбореактивного двигателя как винтовка супротив дульнозарядного штуцера... - вот тогда и придёт время сверхзвуковых самолётов. В общем, поживём-увидим, а пока ещё немного про Ту-144.

Салон эконом-класса (или как он ещё назывался). 5 кресел в ряд (3+2), из современных самолётов такое же расположение у Сухого Суперджета, а из летавших в те времена - у Ил-18 (который ещё покажу). Общий момент - у всех трёх названных самолётов 3 кресла у правого борта и 2 - у левого, ни у одного наоборот. Подозреваю, что это неспроста, но пока не выяснил...
3DSC_7151

Багажные полки по нынешним меркам более чем скромные: чемоданы, с которыми многие сейчас проходят в салон, сюда не положишь, рюкзаки - тоже. Да и пакетов из дьютика много не напихаешь...
4DSC_7152

Зато шаг кресел достаточно большой, колени не упираются в спинку кресла впереди (по крайней мере, у меня).
В бизнес-классе по 3 кресла в ряд (2+1)
5DSC_7154

Кабина пилотов: в стёкла носового обтекателя фиг чего разглядишь, но в полёте это и не нужно.
6DSC_7156

Ещё немного любопытных фактов: максимальная скорость Ту-144 (2200 км/ч) ограничивалась не тягой двигателей, которой хватало с запасом, а нагревом обшивки. И это притом, что полёт проходил гораздо выше эшелонов обычных самолётов - на 18000 метров! Воздух там очень разреженный (нижняя граница стратосферы), небо даже в полдень тёмно-фиолетовое, и на нём видны звёзды. И всё равно обшивка грелась: при получении с датчиков информации о том, что обшивка нагрелась до 150 градусов (при забортных -60 или ещё ниже), лётчики убавляли тягу двигателей и снижали скорость. Благодаря высокой тяговооружённости самолёта, он выходил на свой эшелон не дольше, а быстрее обычных пассажирских самолётов: за 12 минут достигал 1 маха на высоте 10 км, за следующие 12 минут - 2 махов на 18 км. До Алма-Аты долетал за 2 часа против 4 ч. 20 мин. у нынешних самолётов.

7DSC_7158

Воон тот круглый экранчик - это, как ни странно, навигатор. Не как нынешние GPS-навигаторы, но всё-таки... Карту местности и положение самолёта на ней отображал, хоть карта и была бумажная.
8DSC_7161

Эксклюзивчик: тот экземпляр Ту-144, что стоит в Монино - единственный, у которого работает механизация носовой части. Нос отклоняется вниз (для обеспечение обзора на взлёте и посадке), выдвигаются и зажигаются фары на нём, а также выдвигаются передние крылья.
9DSC_7166

Спасибо волонтёрскому отряду и комьюнити mosblog за приглашение. Продолжение следует...
Tags: музей, самолёты, фото
Subscribe

  • МС-21 на МАКС-21

    1 Давно что-то ничего не писал. Кризис жанра связан с тем, что очередной фотохостинг упал, но как-то странно: фотографии в постах отображаются, не…

  • Гробница Аминтаса

    1 Одна из главных достопримечательностей города Фетхие - высеченная в скале гробница ликийского царя Аминтаса. Это высеченное в скале 12-метровое…

  • Покровское-Стрешнево. Взгляд из-за забора.

    1 Название усадьбы впервые упоминается в 1629 году, когда здесь был выстроен храм Пресвятой Богородицы. Который сегодня из всей усадьбы только и…

promo isirob july 24, 2014 22:49 18
Buy for 20 tokens
1 La Crema - так называется последняя ночь Фальяса, с 19 (день св. Иосифа) на 20 марта. В 10 часов вечера зажигают малые скульптурные группы (высотой в человеческий рост или чуток больше). Сжигают, конечно же, не так просто, а со спецэффектами. Для наблюдения облюбовал вот эту группу в центре…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments