Борис (isirob) wrote,
Борис
isirob

Categories:

Mikasa

1DSC_8024

Их осталось в мире всего два: корабля-участника русско-японской войны 1904-5 годов. Один из них мы все хорошо знаем - тот, что пришвартован в Питере у Петроградской набережной. Другой гораздо менее известен в нашей стране, поскольку воевал на стороне противника. Сейчас он врыт по ватерлинию на берегу моря в парке имени себя в городе Йокосука.
Так получилось, что ещё в школьные годы я читал достаточно много о той войне и до сих пор без всяких википедий могу перечислить названия, тактико-технические характеристики и судьбы многих участвовавших в ней кораблей. В это число, конечно же, входит флагманский корабль Императорского флота Японии - эскадренный броненосец Микаса. Судьба его достаточно интересна и драматична... впрочем, можно сказать, что судьба изрядно над ним подшутила.
На протяжении почти всей войны с Россией судьба была благосклонна к броненосцу Микаса. В качестве флагманского корабля всего Императорского флота и по совместительству - его первой броненосной эскадры, он послужил главной мишенью для русских наводчиков в обоих генеральных сражениях с русскими эскадрами, получив 22 попадания в сражении в Жёлтом море (оно же сражение 28 июля) и 40 - при Цусиме. Но при этом не только не был потоплен, но и даже выведен из строя. Хотя и не обошлось без значительных потерь в людях и повреждений матчасти. Также Микаса участвовал во многих боях с русскими кораблями и береговыми батареями под Порт-Артуром, чудом избежал русских мин там же, под Порт-Артуром... Казалось бы, логическим завершением той войны должен был стать парад японского флота во главе с Микаса, но этому параду было суждено пройти без него. Окончание войны с Россией бессменный флагманский корабль адмирала Того встретил... на дне морском.

2DSC_8026

Одной прекрасной сентябрьской ночью 1905 года, прямо на рейде военно-морской базы Сасебо эскадренный броненосец Микаса взлетел на воздух от взрыва погребов боезапаса и мгновенно затонул, унеся на дно 250 человек. Ещё более 300 человек было при этом ранено. Это, конечно же, не единственный в истории случай, когда линейный корабль ни с того, ни с сего гибнет от взрыва боезапаса, без всякого воздействия противника. Достаточно вспомнить русские линкоры Императрица Мария и Новороссийск, взорвавшиеся в разное время в Севастополе, британский Вэнгард в 1-ю мировую войну, японский Муцу во 2-ю мировую... Но в случае с Микаса видится какая-то особенная усмешка судьбы: благополучно миновав столько опасностей, пройдя столько испытаний - и так глупо погибнуть там, где, казалось бы, никакой опасности уже нет!
3DSC_8030

Спустя год искорёженный остов броненосца подняли на поверхность. Ещё через пару лет полностью восстановили и вернули в строй, переклассифицировав при этом в линкоры - в связи с тем, что класс эскадренных броненосцев официально прекратил своё существование. Впрочем, к этому времени Микаса успел морально устареть: англичане уже построили свой Дредноут и приступили к строительству серийных дредноутов, породив в мире "дредноутную лихорадку". Поэтому неудивительно, что Микаса вскоре был переклассифицирован в учебные корабли и в ходе 1-й мировой войны не сыграл никакой заметной роли, занимаясь рутинными задачами по охране побережья. Зато потом ему повезло. В отличие от своих ровесников, закончивших свой век блокшивами, распиленных на металл или потопленных в качестве кораблей-мишеней, Микаса за былые заслуги было решено превратить в музей. Поэтому он и стоит врытый в землю на берегу моря в Йокосуке.

Носовая башня главного калибра:
4DSC_8027

Всего главный калибр броненосца составляли четыре 12-дюймовых (305 мм) орудия в двух башнях - на носу и на корме. Впрочем, на большинстве русских броненосцев главный калибр был таким же.
5DSC_7935

Средний калибр: 6-дюймовые (152 мм) пушки в казематах.
6DSC_7910

Всего на броненосце их 14 штук (по 7 на борт). На большинстве русских броненосцев средний калибр был представлен тоже 6-дюймовками в количестве 12 стволов в башенных или казематных установках.

"Противоминные" 3-дюймовые (76 мм) пушки.
7DSC_7912
Броненосцам такие пушки причинить серьёзного ущерба не могли, их назначение - отбиваться от миноносцев противника. Всего на броненосце их стояло 20 штук, сейчас остались явно не все. На русских броненосцах в качестве противоминного использовался почти такой же калибр - 75 мм.

И наконец совсем маленькие 47-мм пушки.
8DSC_7917
Всего на броненосце их стояло штук 20 или даже больше на верхней палубе и надстройках. Теоретически они служили для защиты от миноносцев в дополнение к трёхдюймовкам, но практически были бесполезны даже против миноносцев и являлись скорее архитектурным излишеством.

Прямо рядом с бортом лежит броневая плита, пробитая русским снарядом.
9DSC_7914

Здесь же лежат "чемоданы" - снаряды главного калибра.
10DSC_7913

По свидетельствам русских моряков, эти "чемоданы" были страшным оружием: они содержали высокий процент (по отношению к весу самого снаряда) взрывчатого вещества, да и само это ВВ - шимоза - было мощнее зарубежных аналогов. И взрывались они не только при попадании в борт или в воду: причиной взрыва могла служить малейшая задержка в их полёте, будь то даже леер ограждения или шлюпбалка. Впрочем, эти сверхчувствительные взрыватели делали боезапас с шимозой опасным не только для противника, но и для себя: нередки были преждевременные разрывы. Всего в обоих генеральных сражениях с русскими эскадрами на японских броненосцах больше орудий вышло из строя из-за преждевременных разрывов, чем от попаданий снарядов противника.
Поэтому неслучайно рядом с бортом Микаса валяется этот экспонат:
11DSC_7918

Ну вот, снаружи мы всё посмотрели, а теперь предлагаю подняться вместе со мной на борт броненосца.

Орудия кормовой башни главного калибра накрыты тентом - здесь устроено кафе.
12DSC_7919

А вот занятный экспонат:
13DSC_7920

На карте закрашен круг радиусом 10 км - имеется в виду дальность стрельбы орудий главного калибра броненосца. Вообще-то наврали: 10 км это в кабельтовых немногим более 50 будет, а дальнобойность 12-дюймовок в те времена была явно больше.

Вид с кормы на правый борт, обращённый к морю
14DSC_7924

Под кормовым мостиком знаменитая картина Тодзё Сотаро "Адмирал Того на мостике броненосца Микаса во время сражения в Цусимском проливе"
15DSC_7929

Батарея противоминной артиллерии изнутри.
16DSC_7930

Вид на гавань Йокосуки
17DSC_7931

Каземат носового 6-дюймового орудия правого борта превращён в игровую комнату с симулятором Цусимского сражения.
18DSC_7938

Прожектор на кормовом мостике.
19DSC_7948

Грот-мачта (высота 56 метров)
20DSC_7957

Шлюпки на левом борту
21DSC_7959

Общий вид с кормового мостика.
22DSC_7961

Под мостиком заныкалась рубка.
23DSC_7962
Судя по высоте смотровой щели, рубка рассчитана на людей немного ниже меня ростом (а росту я среднего). Это к вопросу о низкорослости японцев, да ещё с поправкой на то, что век назад люди были ниже ростом. Впрочем, возможно, это англичане сделали рубку под свой средний рост какой он у них тогда был (Микаса, как и все другие японские броненосцы, был построен в Англии).

Чуть пригнувшись, я убедился, что из рубки неплохой обзор.
24DSC_7964

Башни главного калибра можно посмотреть, увы, только снаружи. Кстати, носовая башня наведена прямо на американскую военную базу. На фото база не видна, она там дальше, за домами.
25DSC_7977

В отличие от кормовой рубки, вход в носовую закрыт, но зато там не пусто.
26DSC_7970

На мостике просторнее, чем в рубке, но опаснее (рубка всё-таки бронирована)
27DSC_7973

Знаменитый горизонтальнобазный дальномер системы Барра и Струда (использовался обеими воюющими сторонами).
28DSC_7974

Лучший вид на Микаса-парк открывается с верхнего мостика броненосца.
29DSC_7978

Фок-мачта (высота 58 метров)
30DSC_7981

Прицел противоминной (3-дюймовой) пушки
31DSC_7988

Экспозиция внутри каземата кормовой 6-дюймовой пушки левого борта
32DSC_7989

Общий вид верхней палубы
33DSC_8016

Хотим мы этого или нет, но адмирал Того - национальный герой Японии.
34DSC_8031

Это не всё, потом ещё покажу фото из музея во внутренних помещениях броненосца.
Tags: japan, путешествия, фото
Subscribe
promo isirob july 24, 2014 22:49 18
Buy for 20 tokens
1 La Crema - так называется последняя ночь Фальяса, с 19 (день св. Иосифа) на 20 марта. В 10 часов вечера зажигают малые скульптурные группы (высотой в человеческий рост или чуток больше). Сжигают, конечно же, не так просто, а со спецэффектами. Для наблюдения облюбовал вот эту группу в центре…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments